Мы не без основания признали двойственными и отличными друг от друга
эти начала: одно из них, с помощью которого человек способен
рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого
человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими
вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким
другом всякого рода удовлетворения и наслаждений. Что же касается
ярости духа, отчего мы и бываем гневливы, то составляет ли это третий
вид или вид этот однороден со вторым, т. е. вожделеющим, видом?…
("Государство") В душе существуют всего два вида начал: разумное
и вожделеющее? Или как в государстве три рода начал, его составляющих:
деловое, защитное, совещательное, так и в душе есть тоже третье начало
- яростный дух. По природе своей оно служит защитником разумного
начала, если не испорчено дурным воспитанием ("Государство") …
оба начала превосходно оберегали бы и всю душу в целом и тело от
внешних врагов: одно из них - своими советами, другое - вооруженной
защитой; оно будет следовать за господствующим началом и мужественно
выполнять его решения. ("Государство") … мужественным мы назовем
каждого отдельного человека именно в той мере, в какой его яростный дух
и в горе, и в удовольствиях соблюдает указания рассудка насчет того,
что опасно, а что - неопасно. А мудрым - в той малой мере,
которая в каждом главенствует и дает эти указания, ибо она-то и
обладает знанием того, что пригодно и каждому отдельному началу, и всей
совокупности этих трех начал. ("Государство")
Источник: http://www.newacropol.ru |