("Государство", книга 7 в сокращении. Диалог между Сократом и Главконом) …
посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие
пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них
там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и
видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть
голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету,
исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и
узниками проходит верхняя дорога, огражденная… невысокой стеной вроде
той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх
ширмы показывают кукол. … за этой стеной другие люди несут
различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят
они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня
и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие
молчат. - Странный ты рисуешь образ и странных узников! -
Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком
положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней,
отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? - Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно? -
А предметы, которые проносят там, за стеной; не то же ли самое
происходит и с ними?.. Если бы узники были в состоянии друг с другом
беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия
именно тому, что видят? Если бы в их темнице отдавалось эхом все,
что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали
бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?.. Такие узники
целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо
предметов… Понаблюдай же их освобождение от оков неразумия и
исцеление от него, иначе говоря, как бы это все у них происходило, если
бы с ними естественным путем случилось нечто подобное. Когда с
кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть
шею, пройтись, взглянуть вверх - в сторону света, ему будет мучительно
выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те
вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет,
когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь,
приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы
обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную
мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок
заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит,
и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше,
чем в том, что ему показывают теперь?… А если заставить его
смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не
вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это
действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?… Если
же кто станет насильно тащить его по крутизне вверх, в гору и не
отпустит, пока не извлечет его на солнечный свет, разве он не будет
страдать и не возмутится таким насилием? А когда бы он вышел на свет,
глаза его настолько были бы поражены сиянием, что он не мог бы
разглядеть ни одного предмета из тех, о подлинности которых ему теперь
говорят… Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там,
наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем
- на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом - на
самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы
видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не
на Солнце и его свет. И, наконец, думаю я, этот человек был бы в
состоянии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной
области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь наблюдением его
обманчивого отражения в воде или в других, ему чуждых средах. И
тогда уж он сделает вывод, что от Солнца зависят и времена года, и
течение лет, и что оно ведает всем в видимом пространстве, и оно же
каким-то образом есть причина всего того, что этот человек и другие
узники видели раньше в пещере. Вспомнив свое прежнее жилище,
тамошнюю премудрость и сотоварищей по заключению, разве не сочтет он
блаженством перемену своего положения и разве не пожалеет своих друзей? А
если они воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу,
награждая того, кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении
текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось
сперва, что после, а что и одновременно, и на этом основании
предсказывал грядущее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот,
кто уже освободился от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают
узники и кто среди них влиятелен?… Обдумай еще и вот что: если бы
такой человек опять спустился туда и сел бы на то же самое место, разве
не были бы его глаза охвачены мраком при таком внезапном уходе от света
Солнца?…А если бы ему снова пришлось состязаться с этими вечными
узниками, разбирая значение тех теней? Пока его зрение не притупится и
глаза не привыкнут - а на это потребовалось бы немалое время, - разве
не казался бы он смешон? О нем стали бы говорить, что из своего
восхождения он вернулся с испорченным зрением, а значит, не стоит даже
и пытаться идти ввысь. А кто принялся бы освобождать узников, чтобы
повести их ввысь, того разве они не убили бы, попадись он им в руки?… Так
вот, дорогой мой Главкон, это уподобление следует применить ко всему,
что было сказано ранее: область, охватываемая зрением, подобна
тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца.
Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души
в область умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешь мою
заветную мысль - коль скоро ты стремишься ее узнать, - а уж Богу
ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо,
идея Блага - это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее
там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она - причина
всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет
и его владыку, а в области умопостигаемого она сама - владычица, от
которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто
хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни. …
не удивляйся, что пришедшие ко всему этому не хотят заниматься
человеческими делами; их души всегда стремятся ввысь. Да это и
естественно, поскольку соответствует нарисованной выше картине… А
удивительно разве, по-твоему, если кто-нибудь, перейдя от божественных
созерцаний к человеческому убожеству, выглядит неважно и кажется крайне
смешным? Зрение еще не привыкло, а между тем, прежде чем он привыкнет к
окружающему мраку, его заставляют выступать на суде или еще где-нибудь
и сражаться по поводу теней справедливости или изображений,
отбрасывающих эти тени, так что приходится спорить о них в том духе,
как это воспринимают люди, никогда не видавшие самое справедливость. Всякий,
кто соображает, вспомнил бы, что есть два рода нарушения зрения, то
есть по двум причинам: либо когда переходят из света в темноту, либо из
темноты - на свет. То же самое происходит и с душой: это можно понять,
видя, что душа находится в замешательстве и не способна что-либо
разглядеть. Вместо того чтобы бессмысленно смеяться, лучше -
понаблюдать, пришла ли эта душа из более светлой жизни и потому с
непривычки омрачилась, или же, наоборот, перейдя от полного невежества
к светлой жизни, она ослеплена ярким сиянием: такое ее состояние и
такую жизнь можно счесть блаженством, той же, первой посочувствовать.
Если, однако, при взгляде на нее кого-то все-таки разбирает смех, пусть
он меньше смеется над ней, чем над той, что явилась сверху, из света. Раз
это верно, вот как должны мы думать об этих душах: просвещенность - это
совсем не то, что утверждают о ней некоторые лица, заявляющие, будто в
душе у человека нет знания, и они его туда вкладывают, вроде того, как
вложили бы в слепые глаза зрение. А это наше рассуждение
показывает, что у каждого в душе есть такая способность; есть у души и
орудие, помогающее каждому обучиться. Но как глазу невозможно
повернуться от мрака к свету иначе, чем вместе со всем телом, так же
нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность
человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем
всего ярче, а это, как мы утверждаем, и есть благо. Не правда ли?
|