… Когда кто-нибудь смотрит на здешнюю красоту, припоминая при этом
красоту истинную, он окрыляется, а окрылившись, стремится взлететь; но,
еще не набрав сил, он наподобие птенца глядит вверх, пренебрегая тем,
что внизу, - это и есть причина в его неистового состояния. Из всех
видов исступленности эта - наилучшая уже по самому своему
происхождению, как для обладающего ею, так и для того, кто ее с ним
разделяет. Причастный к такому неистовству любитель прекрасного
называется влюбленным. ("Федр") Благодаря памяти возникает тоска
о том, что было тогда… Красота сияла среди всего, что там было; когда
же мы пришли сюда, мы стали воспринимать ее сияние всего отчетливее
посредством самого отчетливого из чувств нашего тела - зрения, ведь оно
самое острое из них. ("Федр") Не есть ли… любовь не что иное, как
любовь к вечному обладанию благом?…Ну, а если любовь - это всегда
любовь к благу, …то каким образом должны поступать те, кто к нему
стремится, чтобы их пыл и рвение можно было назвать любовью? Что они
должны делать? Они должны родить в прекрасном как телесно, так и
духовно… Дело в том, Сократ, что все люди беременны как телесно, так и
духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша
требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в
прекрасном, но не в безобразном… Те, у кого разрешиться от
бремени стремится тело… обращаются больше к женщинам и служат Эроту
именно так, надеясь деторождением приобрести бессмертие и счастье и
оставить о себе память на вечные времена. Беременные же духовно…
беременны тем, что как раз душе и подобает вынашивать. А что ей
подобает вынашивать? Разум и прочие добродетели. Родителями их бывают
все творцы и те из мастеров, которых можно назвать изобретательными.
Самое же важное и прекрасное - это разуметь, как управлять государством
и домом, и называется это уменье рассудительностью и справедливостью. …
Он (человек-философ) радуется прекрасному телу больше, чем
безобразному, но особенно рад он, если такое тело встретится ему в
сочетании с прекрасной, благородной и даровитой душой: для такого
человека он сразу находит слова о добродетели, о том, каким должен быть
и чему должен посвятить себя достойный муж, и принимается за его
воспитание. Проводя время с таким человеком, он соприкасается с
прекрасным и родит на свет то, чем давно беременен. Всегда помня о
своем друге, где бы тот ни был - далеко или близко, он сообща с ним
растит свое детище, благодаря чему они гораздо ближе друг другу, чем
мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому что связывающие их
дети прекраснее и бессмертнее. Вот каким путем нужно идти в любви
- самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений
прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради
самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух -
ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных
нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому,
которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что
же это - Прекрасное. ("Пир")
Источник: http://www.newacropol.ru |