В своем диалоге «Пир» Платон дает образ любви как стремления к рождению
и обретению бессмертия. И говорит о категории людей, у которых
плодовито не тело, но душа и которые рождают свои творения в искусстве,
науке или законодательстве. Однако для подобного рождения необходим
союз близких душ. По словам философа Л. Робена, «плодовитая душа
приносит плоды только в общении с другой душой, в которой она
распознает необходимые качества; общение же немыслимо без живого слова,
без ежедневных бесед, предполагающих совместную жизнь, организованную
ради духовных целей… — словом, без философской школы, подобной той, что
была задумана и создана Платоном…»
В школе Платона воспитание
осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где
царила возвышенная любовь. Члены Академии делились на две группы:
старшие — ученые и преподаватели и младшие — ученики, потому что, по
мнению Платона, настоящая философия может существовать только в
условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.
Необходимым
элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней
подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена
Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее
преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие
стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое
мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность
собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт
стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько
предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.
Философский образ жизни
Основной
задачей педагогической деятельности Платона было формирование
гармонично развитого человека — через каждодневные усилия и философский
образ жизни. Платон так описывает этот образ жизни: нужно возлюбить
добродетель больше удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений,
соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы
иметь над собой как можно большую власть.
В Академии
практиковались и духовные упражнения, к ним можно отнести подготовку ко
сну, о которой Платон говорит, когда заводит речь о неосознанных
желаниях, о страшных и диких побуждениях к насилию, что таятся в каждом
человеке. Чтобы не иметь подобных сновидений, нужно вечером, отходя ко
сну, всякий раз готовить себя, пробуждая разумное начало души с помощью
внутренней речи и рассуждений о возвышенных предметах и предаваясь
размышлениям. Спать Платон советовал немного: А кто из нас больше всего
заботится о разумности жизни, тот пусть по возможности дольше
бодрствует, соблюдая при этом то, что полезно его здоровью. Если это
войдет в привычку, то сон людей будет недолог.
Другое упражнение
заключается в том, чтобы в несчастьях сохранять спокойствие и не
возмущаться; для этого следует призывать на помощь максимы, способные
изменить нашу внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе,
что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что
роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не
заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в
кости, принимать вещи, как они есть, и поступать сообразно тому, что
выпало нам на долю.
Таким образом, духовные упражнения,
практикуемые учениками Академии, представляли собой телесную и духовную
аскезу: преодоление страстей ради очищения ума и развития
познавательных способностей.
С Академией связывается подлинное
рождение математики. Геометрия и другие математические науки имели
первостепенное значение в обучении. Но они составляли только первый
этап в формировании будущего философа. Они выполняли и своего рода
этическую функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных
представлений.
Академия Платона была братством людей, единство
которых состояло в выборе единого образа жизни, формы жизни, данной
великим учителем. Академия будет славиться среди потомков как
достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации.
Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории
философии, и платоновская Академия станет образцом для подражания
многих других школ.